22 февраля 2011 г.

Притчи, 25-я глава, 1-я часть

Иисус не чуждался Старого Завета. Знаете ли Его притчу, которую Он рассказал, когда увидел фарисеев, выбиравших первые места: «Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: „Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: „Уступи ему место“; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: „Друг! Пересядь выше“. Тогда будет тебе честь пред сидящими с тобой, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится“».

А теперь посмотрите, что записано в 25-й главе Притч Соломона: «Не величайся пред лицом царя и на месте великих не становись, потому что лучше, когда скажут тебе: „Пойди сюда повыше“, нежели когда понизят тебя перед знатным, которого видели глаза твои». Этот урок актуальный для всех времен.

«Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?» С судом ясно, действительно, надо подумать, каковы шансы у тебя выиграть дело. Но мы иногда вступаем в споры между собой и совершенно уверены в своей правоте, тогда стоит использовать время, чтобы еще раз проверить, действительно ли я прав.

 «Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай, дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя». Этот стих я не совсем понял, о чем здесь речь. Пока пришел к выводу, что мы не должны открывать тайны другого, даже если это покажет нас в выгодном свете или поможет, например, в суде.

«Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду».  Какое это преимущество, особенно в наше время, надеяться на человека и быть уверенным в том, что он тебя не подведет! Но иногда бывает и наоборот: «Что сломанный зуб и расслабленная нога (слово расслабленный в Библии часто означает парализованный), то надежда на ненадежного человека в день бедствия». И если мы теперь знаем это на своем опыте, то можем стараться не подводить и других, или же если что не получается, то предупреждать как можно за ранее.

 

20 февраля 2011 г.

Еще из 24-й главы Притч

«Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой». У нас в Украине оппозиция постоянно выискивает ошибки власти, чтобы было за что ее критиковать. И я тоже поддался этому течению, думал, чем больше ошибок они наделают, тем скорее их заменят. Но Бог не радуется ни с чьих ошибок, Это не в Его характере, и когда я прочитал этот текст, то понял, что был не прав. Мы не должны радоваться ошибкам своих врагов, когда они спотыкаются или падают, наоборот, в следующей, 25-й главе написано: «Если голоден враг твой — накорми его хлебом, и если он жаждет — напои его водой;ибо, делая это, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе». Горящие угли — это наше искреннее сочувствие и любовь к врагу. Они либо растопят его сердце, либо сожгут дотла.

«Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, потому что злой не имеет будущности, светильник нечестивых угаснет». Конечно, светильник, скорее всего, означает жизнь, и жизнь именно вечную, потому что смерть, которую переживаем мы, Бог называет сном. И в другом месте Библии есть слова: «Сдвину светильник твой с его места». Но иногда, когда мы посмотрим на жизнь нечестивых, и нам кажется, что она светится, а своя жизнь кажется темной. Но не стоит желать такой жизни, как у нечестивого, ибо даже если светильник его и светится, то он угаснет.

«Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, а потом устраивай и дом твой». Мне эти слова были интересны. Я тоже живу в селе, но как-то думал, что сначала надо все сделать дома, а потом во дворе. А здесь написано наоборот. Ну, про поле, наверное ясно, так как «один день год кормит». А про порядок во дворе, наверное, имеется в виду то, что если у тебя что-то не так дома, то видишь это лишь ты один, а если вне дома, то это видят все проходящие, и им может быть неприятно смотреть на это.

Вот еще одно место, где говорится, чтобы мы все-таки не мстились: «Не говори: „Как он поступил со мной, так и я поступлю с ним: воздам человеку по делам его“».

А закончу сегодня словами, которые, возможно, помогут кому-нибудь собраться с силами и идти вперед:



Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:

и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивой, и каменная ограда его обрушилась.

И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок:

немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь –

и придет, [как] прохожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооруженный